Мы всё больше отдалялись от современного Нукуса. Что нас ждало впереди? Неизвестность, неопределённость и странные легенды, связанные с теми местами.
После нескольких часов езды в постоянно трясущейся «Ниве», звонко спросила молчаливого водителя, сколько ещё часов до тех мест?
Водитель кивнул головой и показал на пальцах 2.
Я обрадовалась и подумала, наконец, закончится трясучка в машине.
Прошло пять часов , а мы всё так же ехали по пустынной зоне. Вдали виднелись красивые облака, а за окном один и тот же пейзаж —пустыня, такыры (твёрдая потрескавшаяся земля), саксаулы и пыль, поднимавшаяся от всех машин.
Мы ехали будто гусеничная вереница. Через час были у могил кочевников — удивительные необычные каменные плиты с обозначениями каждого племени, именуемые «курганными могильниками».
Один из участников с воодушевлением рассказал местные легенды, они уходили ещё в XVII- XVIII века, когда здесь проходили караваны, навьюченные шелками шелками и фруктами, дивными украшениями и Средиземными дарами.
Мифы и легенды.
Пока участник рассказывал истории, я немного отдалилась, чтобы рассмотреть плиты надгробий. Ко мне подошёл один из водителей и спросил: «А вы слышали легенды этих мест?»
«Про торговцев?» —резко спросила я.
«Нет, это место в 80-е годы имело… плохую славу».
«И чем же?» — воскликнула с нетерпением.
«Здесь водились неизвестные существа. Кто-то считал их каркидонами — огромными крокодилами, достигающими в длину 2 метра. Жители в те годы старались обходить места близ Саракамыша».
Заслушавшись водителя, я захотела достать телефон и поискать информацию, но вспомнила, что здесь не работает интернет. Вновь тронулись наши машины к тому самому Саракамышскому озеру. В общей сложности мы ехали примерно 7 часов.
Приближаясь к озеру, мы увидели красивый берег с плескающейся голубой водой. Такой завораживающий пейзаж я видела только в фильмах про Мальдивы. Однако Саракамышское озеро отличалось от Мальдив сильной солёностью воды.
Саракамышское озеро располагается на территории двух государств — Узбекистана и Туркменистана. Около 70% его поверхности (южная часть) находится в Туркменистане, а еще 30% (северная и западная часть) — в Узбекистане. Северные берега озера принадлежат Каракалпакстану, республике в составе Узбекистана, а южные и восточные — Дашогузской области Туркменистана.
Это озеро имело свойство пересыхать, а зависело от реки Амударьи — когда вода доходила, озеро было полноводным. В начале XX века Амударья поменяла русло и Саракамышское озеро высохло.
К 1970-годам Узбекская ССР увеличивала территории под хлопчатник. Осенью и зимой эти плантации тщательно промывали при помощи системы специальных ирригационных каналов. Вода в результате этого процесса насыщалась вредными веществами, вымываемыми из почв. Использованную «промывочную» воду отводили в пустынные и незаселённые районы, где со временем сформировалось множество ядовитых водоемов. Одним из них и было озеро Сарыкамышское.
А был ли монстр?
Среди рыбаков ходили разные слухи о мифических существах, заселяющих дно Саракамыша и близлежащие территории. Одни твердили о рыбах-гигантах, другие — о каркидонах.
Пока шли подготовки к ужину, разговорились с хозяином дома. У берега Саракамыша, где мы остановились, был мужчина-рыбак. Мы попросили его рассказать про мифы и легенды о Саракамышском чудище.
В процессе подготовки к ужину, заговорились с хозяином дома. У берега Саракамыша, где мы остановились жил рыбак.
Он медленно начал свой рассказ. Из его рассказа мы поняли, что его отец был очевидцем подобного случая. В 1975-году его отец решил быстро добраться до Кунграда, дорога до которого лежала через Устюрт. Он настолько спешил, что позабыл о предосторожности не ехать через Саракамыш. Несмотря на то что в народе ходили легенды о «проклятом месте», «месте, где пропадают люди», он ехал дальше. В какой-то момент ощутил сильный удар с задней стороны машины. Обернувшись, он увидел нечто хвостатое и страшное.
От страха он нажал на газ авто и мчался на бешеной скорости. В какой-то момент он понял, что отбился от этого чудовища. «Добравшись до Кунграда, он рассказал друзьям — те восклицали от удивления, они поверили ему, ведь подобных случаев было много», — завершил свой рассказ рыбак.
Его слова сильно впечатлили меня, решила проверить факты о Саракамышском чудовище.
Тем временем уже вечерело, все собирались на ужин. Отужинав, мы зашли в дом рыбака. Дом оказался довольно современным — пластиковые окна, ремонт, чисто и уютно.
Светлые надежды
Проснувшись утром, мы отправились к озеру чтобы увидеть необычайно красивый рассвет. Лучи солнца попадали на воду и игриво переливались в яркие цвета радуги. Обернувшись в сторону домика рыбака, я увидела что-то зелёное на подоконнике дома. Подойдя ближе, увидела, что это… зелёный лук. Эх…
Увидеть в Саракамыше увидеть сельскохозяйственные культуры, ведь здесь, в солёной почве, кроме как саксаула, ничего не растёт. Рыбак с такой любовью показывал нам свой мини-парник. Там он выращивает помидоры и зелёный лук.
В планах у него превратить побережье Саракамыша в туристический лагерь, поставить опрыскиватели воды, водоочистители и создать хорошие условия для проживания.
Когда мы уезжали из Саракамыша, я вдруг поймала внутри себя лёгкую грусть — приятно было видеть человека, у которого такие светлые надежды, а когда он говорил о своём деле, о своих мечтах, которое давно уже превратилось в призвание, у него так загорались глаза.
Мнение эксперта
Вернувшись в Ташкент, я не переставала думать о чудовищах Саракамыша и решила побеседовать с экспертом-биохимиком Мухаммадбобуром Юсуповым о том, возможна ли мутация в результате попадания ядовитых веществ в озеро?
Мухаммадбобур Юсупов отметил, что раньше, в XX веке, в Саракамышском озере водились лопатоносы, достигавшие до 1,5- 2 метров. Пестициды и ядовитые вещества могут привести к гибели рыб, но не всех. Но неизвестные существа, или уж тем более каркидоны, там не могли быть.
Могу ещё добавить, возможно, они спутали каркидона с серым вараном, который в те времена мог достигать до 2 метров. Иногда сами специалисты могут спутать кости варана и крокодила. Единственное отличие: у крокодила — нос узкий, а у варана —овальный. В остальном очень схожие скелеты.
А по поводу нападения на людей предположительно серых варанов, то, возможно, это произошло из-за обмеления озера Саракамыша и слива туда ядовитых веществ. Рыбы стало мало, а лакомство варана — свежее мясо. Нет рыбы, он идёт дальше охотиться на баранов, сайгаков. И, может, они нападали на людей. Усыпить человека варан мог ударом хвоста и человек попадал в беспамятство и терял сознание. Других вариантов животных и мифических существ по сути не существовало. Когда слышишь научную точку зрения экспертов, понимаешь, насколько они мыслят иначе.
Существовали ли каркидоны или нет — этот вопрос история унесёт с собой, оставив лишь догадки и мифы. А ведь это могла быть фантазия людей, живших в тех краях и никогда не видевших естественных обитателей Саракамыша.
Автор текста: Жанна Рахимова
Проект реализован при поддержке Эко-комитета Республики Узбекистан, сайта «Ekolog.uz» и газеты «Qaraqalpaqstan ekologiyasi».