АКАТЫН ВЕРНЕТСЯ ….

Бескрайняя родная степь  колыхнулась от рева  мотора машин.  Родившийся неделю назад сайгачонок Айдар, испуганно прижался к матери. Акатын лизнула его в мордочку и тревожно посмотрела в даль, откуда приближалась к стаду облако пыли.  Старый, повидавший на своем веку много бед Туран издал несколько коротких звуков, призывая немногочисленное стадо сайгаков быть настороже.  Рев от машин  пронзил степь. Туран издал гортанный звук и стадо ринулась прочь от приближавшийся беды.  Лишь Акатын осталась на месте и велела коротким белянием лечь Айдара на землю и слится  растущимся кустом. Стадо сайгаков уже мчалось в дали и машины  направились за ними

-Смотри, смотри Батыр… сайгак.

-Сергей указал на одинокого стоявшего сайгака.

-Странно, обычно он сразу убегают. Сергей, взял охотничье ружье и прицелился на тревожно стоявшегося и озиравшегося по сторонам Акатына.

-Стой, не стреляй, наверняка она  недавно окотилась и рядом есть малыш. Мать сайгака никогда не бросает своих малышей.

-Отстань, я не могу упустить такую добычу. Сергей отмахнулся и прицелившись, выстрелил в Акатына.  Акатын дернулась и еще раз посмотрев на испуганного Айдара упала рядом со своим малышом. Послышались короткие выстрели. Несколько убегавших сайгаков падали замертво в пыл, не понимая в чем их вина и почему их так бесжалостно убивают.

 

https://cdn.knightlab.com/libs/juxtapose/latest/embed/index.html?uid=ba892f6c-c8ec-11eb-b7bf-95443c729a29

<iframe frameborder=»0″ class=»juxtapose» width=»100%» height=»483.84000000000003″ src=»https://cdn.knightlab.com/libs/juxtapose/latest/embed/index.html?uid=ba892f6c-c8ec-11eb-b7bf-95443c729a29″></iframe>

Сообщение что в Устьюрте браконьеры отстреливают сайгаков, пришло немного поздно. Старший инспектор Сайгачьего заповедника Нурлан  вместе с тремя инспекторами срочно выехали на место. Уже издалека  в облаке пыли они отчетливо услышали звуки выстрела и  рев машин.

-Как это случилось, почему  не провели утренний обход? Как эти сволочи проникли на охраняемую территорию? Нурлан  выругался и дал газ.  Машина чуть не задавила лежащего  около испуганного Айдара тело Акатына. Увидев машину экоинспекторов, браконьеры поспешно скрылись.

-Здесь малыш и он живой, воскликнул Темур, увидев Айдара, который пытался сосать молоко убитой матери.

-Быстро  в машину его, нам нельзя упустить этих тварей, Нурлан пересев за руль дал газ.

В тот день удалось поймать двоих браконьеров и изъять у них 4 туши сайгаков. Остальным удалось  скрыться…

Сегодня сайгак внесен в  Красные списки МСОП, Красную книгу Узбекистана, Приложение II СИТЕС и Приложение I CMS. Узбекистан подписал Меморандум о взаимопонимании относительно сохранения, восстановления и устойчивого использования сайгака и Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Узбекистан по охране, воспроизводству и устойчивому развитию поголовья сайгаков, говорит  исполнительный секретарь Международного альянса по сохранению сайгаков Елена Быкова. -В середине ХХ века в Узбекистане было еще очень много сайгаков. Это древнее, реликтовое животное. Оно очень хорошо адаптируется к условиям нашей полупустыни. Плато Устюрт — это естественный ареал сайгаков, где отмечалась миграция и массовое размножение этих животных. Есть работы ученых, посвященные именно изучению массового окота сайгаков в Узбекистане. Узбекская часть Устюрта является самым лучшим местом зимовки этих животных. Стотысячные стада животных приходили с северных территорий Казахстана и зимовали у нас.

В начале 1990- х годов, когда был хаос, развал, начался массовой расстрел сайгаков из-за их рогов. Рога продавали в Китай, где они используются в традиционной китайской медицине. Кстати, до 1950-х годов сайгак обитал и на территории Китая, но был там полностью истреблен. Потом сайгака почти истребили в Центральном Казахстане, чуть позже дошла очередь и до устюртских сайгаков. Традиционно рога у нас никогда не использовались, люди охотились исключительно ради мяса. Раньше череп сайгака вешали на стену в качестве амулета, веря, что он будет охранять дом от зла.

Сейчас таких оберегов уже не увидишь в местных домах, все продали. Да и сайгаков сейчас нельзя встретит как раньше. Их число сократилось с сотен тысяч до нескольких тысяч. Сайгак был внесен в Красную книгу республики в 2008 году. Тогда статус животного был оценен как «уязвимый». В 2019 году в обновлённую Красную книгу статус сайгака был повышен, так как численность продолжает сокращаться, и статус оценен как «критически угрожаемый».

В Узбекистане заказник «Сайгачий» был открыт в 1991 году на территории Каракалпакстана. Заказник на тот момент не имел статуса юридического лица, то есть там не предполагалось нанимать штат для охраны территории и животных, которые там обитают. С 2008 года была предпринята попытка по реорганизации заказника. Было предпринято много усилий разных организаций, был осуществлен проект ПРООН и Государственного комитета по экологии и охраны природы Республики Узбекистан по сохранению биоразнообразия на данной территории.

Ситуация оставалась критическим до августа 2016 года. В августе наконец-то было подписано постановление об изменении статуса. В настоящее время построены две полевые базы, закуплены, машины, полевое оборудование. Все готово для работы, но все это пылилось до мая 2017 года, когда наконец-то был набран штат инспекторов в составе 11 человек. Территория огромная, а штат очень маленький. Пока шла работа по реорганизации, естественно браконьеры не спали и продолжали охотиться на сайгака и других животных — волков, лисиц, джейранов. За последние пять лет сайгак почти исчез.

В мае 2017 года мы смогли обнаружить лишь единичные следы сайгаков на Устюрте, осушенном дне Арала и бывшем острове Возрождения, который превратился в полуостров из-за высыхания Аральского моря. Но сайгаки могут восстановиться при условии хорошей охраны, как это случилось в соседних странах. Все что нужно –борьба с браконьерством, мониторинг, сбор данных по случаям нарушения закона, усиление территориальной охраны, информирование населения, пропаганда  среди населения и  организовать действительно эффективную работу по выявлению и пресечению случаев незаконной охоты и торговли рогами и мясом животных.

Айдар выжил благодаря  сотрудникам заказника. Сейчас малыш окреп, встал на ноги. Но он до сих пор боится звуки машин и с надеждой оглядывается в степь, все еще веря что Акатын вернутся и прижмет его к себе, обдав его не с чем не сравнимым материнским запахом.

Наргис Косимова