в Ташкенте состоялся международный онлайн-форум «Навстречу новым возможностям: Зелёное восстановление Узбекистана после пандемии коронавируса COVID-19».
Перед форумом стояла основная задача — определить пути, с помощью которых Правительство Республики Узбекистан, бизнес, гражданское общество и международные организации могут объединиться, пересмотреть существующую политику и предлагаемые инициативы и выработать на их основе механизмы по переходу к зеленой экономике.
Онлайн форум был организован Программой развития ООН (ПРООН) и Правительством Республики Узбекистан, в частности Министерством экономического развития и сокращения бедности, Центром гидрометеорологической службы при Кабинете Министров и Государственным комитетом по экологии и охране окружающей среды, а также Европейским союзом (ЕС) и Европейской экономической комиссией ООН (ЕЭК ООН).
Международный форум преследовал три цели:
Во-первых, обозначить, что значит для Узбекистана «идти навстречу новым возможностям», сосредоточив внимание на зеленом восстановлении, и объединить все заинтересованные стороны вокруг данной темы.
Во-вторых, призвать к обсуждению того, как политика в области возобновляемых источников энергии, энергоэффективности, смягчения последствий изменения климата, охраны природы и других аспектов, включающих переход Узбекистана к зеленой экономике, позволят построить более устойчивое общество и экономику и снизить давление на окружающую среду.
Наконец, сформулировать приоритетные направления и комплекс практических действий по поддержке правительства Узбекистана по зеленому восстановлению экономики, как во время, так и после пандемии COVID-19.
Работа Узбекистана по развитию зеленой экономики была начата в начале 2020 года в преддверии пандемии COVID-19, после принятия «Стратегии перехода Республики Узбекистан к зеленой экономике на период 2019-2030 годов» в октябре 2019 года. Эта стратегия предусматривает сокращение выбросов парниковых газов (ПГ) в стране за счет повышения энергоэффективности, расширения использования возобновляемых источников энергии, повышения эффективности использования ресурсов и урожайности сельскохозяйственных культур, а также сокращения деградации земель.
Несмотря на то, что имплементация национальной стратегии в 2020 году замедлилась по причине того, что все ресурсы были направлены на борьбу с социально-экономическими последствиями пандемии COVID-19, глобальный кризис здравоохранения усилил связь между общественным здоровьем, климатом и природой. Сложившиеся обстоятельства могут дать сильнейший импульс к построению зеленой экономики (как случилось с глобальным переходом к зеленой и циркулярной экономике в ответ на изменение климата).
Онлайн форум состоял из четырех экспертных сессий, и заявлений высокопоставленных представителей правительства, ПРООН, ЕЭК ООН и ЕС на открытии и закрытии форума. Интерактивные онлайн сессии форума способствовали широкому обсуждению направления развития Узбекистана «навстречу новым возможностям» по более экологичному и низкоуглеродному пути. А так же позволили определить приоритетные действиями и инструменты «зеленого» финансирования, которые позволят отделить восстановление экономики от увеличения выбросов ПГ и усилить устойчивость страны к климатическим и неклиматическим потрясениям в обозримом будущем.
Четыре сессии под руководством экспертов, которые состоялись в рамках этого мероприятия, помогли сформировать следующую концепцию:
- Сессия 1: «Навстречу новым возможностям: Зелёное восстановление Узбекистана и путь вперед» позволило обсудить влияние пандемии на социально-экономическое развитие и разработать планы «зеленого восстановления», а также имеющиеся политические и финансовые инструменты для повышения эффективности использования ресурсов.
- Сессия 2: «Обнаружение пробелов и возможностей для зеленого восстановления Узбекистана» позволило изучить Стратегию зеленой экономики и провести связь с планами по восстановлению страны после кризиса COVID-19. ПРООН подтвердило приверженность договоренностям и готовность оказать всестороннюю поддержку Национальному межведомственному совету по зеленой экономике, предоставив целенаправленное долгосрочное техническое содействие, консультативную и координационную поддержку, повышение потенциала, проведение консультаций с заинтересованными сторонами, и помощь в привлечении средств от доноров и инвесторов.
- Сессия 3: «Глубокое погружение в инструменты зеленого финансирования»: охватывает существующий национальный и международный опыт работы с соответствующими финансовыми инструментами, выявляя факторы, снижающие риск для зеленого инвестирования, а также существующие международные фонды и институты, финансирующие соответствующие проекты.
- Сессия 4: «Благоприятная среда для цифровой трансформации в частном секторе»: позволяет рассмотреть проблемы, связанные с правовой базой, финансированием, связью и инфраструктурой, которые должны быть полностью решены, чтобы в полной мере поддержать потенциал частного сектора в цифровой трансформации и зеленом восстановлении Узбекистана.
По завершению четырех сессий следовали жаркие панельные дискуссии участников, а сам форум завершился обзором приоритетных согласованных действий по зеленому восстановлению Узбекистана. В работе форума приняли участие более 350 представителей частного и государственного секторов страны, средств массовой информации и представителей широкой общественности.
На форуме был представлен для обсуждения краткий обзор аналитической записки «Зеленое восстановление и переход Узбекистана к зеленой экономике», подготовленного Программой Развития ООН. В документе были определены приоритетные сектора для зеленого восстановления, проанализированы возможности и проблемы в этих секторах. Правительству Узбекистана был представлен всеобъемлющий перечень приоритетных «зеленых» стратегий, мер и практик, которые могли бы способствовать практическому осуществлению Национальной стратегии зеленой экономики. Краткий обзор будет использован для содействия долгосрочному взаимодействию ПРООН, международных агентств по развитию и доноров с Правительством Республики Узбекистан в таких областях, как эффективность водопользования, очистка и повторное использование сточных вод, декарбонизация и масштабный переход на возобновляемые источники энергии, управление отходами, переработка и снижение экологического воздействия полигонов ТБО, стимулирование использования электротранспорта, развитие городской «зеленой» инфраструктуры, озеленение промышленности и строительного сектора, увеличение добавленной стоимости цепочек поставок и их озеленение, повышение производительности и устойчивости ресурсов, особенно в сельском хозяйстве, доступ к «зеленым» инвестициям для частного сектора, и повышение осведомленности об охране окружающей среды среди населения. Все это может способствовать зеленому и устойчивому развитию Узбекистана в постковидном мире.
Приоритетные действия, предложенные в аналитической записке, и рекомендации форума будут представлены Правительству Республики Узбекистан для инициирования масштабных консультаций и совместных исследований в рамках проекта ПРООН «На пути к зеленому восстановлению в Узбекистане». Конечным ожидаемым результатом данного процесса является разработка «дорожной карты» и инвестиционной стратегии по осуществляемому под руководством Правительства Узбекистана масштабному переходу к зеленой экономике.
Все презентационные материалы и видео-записи заседаний, а также аналитическую записку и дополнительная информация о зеленом восстановлении и устойчивом развитии будут размещены в открытом доступе на веб-сайте форума:
https://www.uz.undp.org/content/uzbekistan/en/home/greenrecovery.html.
****
Пожалуйста, свяжитесь с аналитиком ПРООН по коммуникациям Ферузой Номозовой по адресу Feruza.nomozova@undp.org для получения запросов на интервью и дополнительной информации о форуме.
Цитаты спикеров:
«Мы рассматриваем переход к зеленой экономике как способ стимулирования экономического развития на основе инноваций и экономики знаний… в течение этого года мы запустили новый совместный с ПРООН проект по зеленому восстановлению в Узбекистане «Навстречу новому восстановлению», который направлен на продвижение и содействие процессу устойчивого зеленого развития в пилотных районах Каракалпакстана и Ферганской долины, который будет реализован в 2021 и в последующем году».- Джамшид Кучкаров, Заместитель Премьер Министра / Министр по вопросам экономического развития и борьбы с бедностью
«Необходимо добиться того, чтобы изменение климата и более интенсивное использование природных ресурсов не препятствовали буду-щему росту, не подрывали прогресс, достигнутый в области сокращения уровня бедности, и не воздействовали негативно на продовольственную безопасность Узбекистана» — Мирьяна Сполярич Эггер, Помощник Генерального секретаря ООН, Помощник администратора ПРООН и Региональный директор по Европе и СНГ
«60 процентов населения Узбекистана — люди в возрасте до 30 лет. Более половины населения страны должны стать не просто получателем правительственных реформ, но проводником перемен» — Франсуа Бежо, Руководитель по Сотрудничеству, Делегация ЕС в Узбекистане