Национальная политика Узбекистана в борьбе и адаптации к изменению климата

Изменение климата является одной из наиболее сложных проблем нашего столетия. Ни одна страна мира не имеет иммунитета от этой проблемы. В одиночку ни одна страна не может успешно ответить на возникающие в связи с изменением климата взаимосвязанные вызовы, в числе которых неоднозначные политические решения, грандиозные перемены в области технологии и далеко идущие глобальные последствия.
Объемы выбросов парниковых газов в атмосферу продолжают увеличиваться, и сегодня уже на 50 процентов превысили объемы 1990 года. Более того, глобальное потепление оказывает сильное долгоиграющее воздействие на нашу климатическую систему, что угрожает необратимыми последствиями, если человечество не примет срочных мер. Среднегодовой ущерб только от землетрясений, цунами, тропических циклонов и наводнений оценивается сотнями миллиардов долларов, и только на цели управления рисками бедствий ежегодно требуется 6 миллиардов долларов. Данная цель к 2020  году предполагает мобилизацию 100 миллиардов долларов ежегодно на поддержку развивающихся стран и смягчение последствий климатических бедствий.
Повышение устойчивости и адаптационного потенциала таких наиболее уязвимых регионов, в частности стран, не имеющих прямого выходя к морю, и островных государств, должно сопровождаться агитационно-просветительской работой среди населения и интегрированием соответствующих мер в национальную политику и стратегии таких стран. При наличии политической воли и с помощью широкого спектра технологических решений еще возможно сдержать повышение среднемировой температуры на 2 градуса по Цельсию выше уровня предпромышленной эры. Для этого требуется приятие совместных комплексных мер. В то же время многие развивающиеся страны опасаются ввода ограничений на реализацию критически важных для них программ развития энергетики, равно как и установления новых правил, которые могут сдерживать удовлетворение их многочисленных потребностей – от создания инфраструктуры до развития предпринимательства. В 2019 году мировой объем инвестиций в возобновляемые источники энергии составил 286 млрд.
долл. США, что более чем вдвое превышает объем инвестиций в ископаемые виды топлива.
Решение проблем, связанных с изменением климата, является одной из 17
Глобальных целей, которые формируют Повестку дня устойчивого развития 2030. Для решения широкого спектра намеченных задач необходимо применять интегрированный подход. Что произойдет, если не принимать мер? Если не бороться с изменением климата, есть риск лишиться многих достижений последних лет в области развития. Кроме того, как мы уже наблюдаем, изменение климата может усугубить и существующие угрозы, такие как нехватка продовольствия и воды, что может привести к конфликтам. Бездействие в итоге обойдется нам гораздо дороже, чем незамедлительное принятие мер,
благодаря которым будет создано больше рабочих мест, повысится уровень
благосостояния, люди станут жить лучше, и при этом сократится объем выбросов
парниковых газов и будет обеспечена сопротивляемость к изменению климата.

Какова роль коммерческих предприятий в решении проблемы изменения климата? Многие руководители коммерческих предприятий во всем мире осознали, что изменение климата и ухудшение состояния окружающей среды являются значимыми источниками новых рисков и возможностей для конкурентоспособности, роста и развития их компаний, и начали использовать проблему изменения климата для закрепления на рынке. Предприятия решают проблему изменения климата за счет внедрения инноваций и осуществления долгосрочных вложений в обеспечение энергоэффективности и
низкоуглеродного развития. Многие из них присоединились к Повестке дня в области изменения климата — инициативе, выдвинутой на Саммите ООН по климату в Нью-Йорке в 2014 году и предполагающей объединение правительств, деловых кругов и гражданского общества вокруг новых методов поощрения мер по борьбе с изменением климата. Как промышленные предприятия могут участвовать в борьбе с изменением климата? Предприятия могут принять участие в решении проблемы, взяв на себя обязательство сократить углеродную зависимость своей деятельности и цепочек поставок. Этого можно
достичь за счет:
• повышения энергоэффективности;
• сокращения углеродного следа продукции, услуг и процессов предприятия;
• установления целевых показателей сокращения вредных выбросов в соответствии с научными достижениями;
• наращивания объема инвестиций в разработку новаторских и общедоступных
продуктов и услуг с учетом проблемы изменения климата и необходимости сокращения углеродного следа;
• развития способности адаптироваться к изменению климата и обеспечения
устойчивости деятельности компании, ее цепочек поставок и сообществ, в которых ведется работа.
Существуют ли какие-либо другие способы участия в борьбе с изменением климата? Все отрасли разные, поэтому подходов много. Один из способов участия в решении этой проблемы — присоединение к инициативе Организации Объединенных Наций «Забота о климате». Она была выдвинута в 2007 году Генеральным секретарем Пан Ги Муном и направлена на оказание компаниям содействия в реализации практических решений, обмене опытом, предоставлении информации для выработки государственной политики, а также в формировании общественного мнения.
Узбекистан в существенной степени подвержен угрозе изменения климата, причем
серьезные риски уже очевидны. Прогнозируется, что дальнейшее изменение климата приведет к более высоким температурам, изменениям в режимах осадков и более суровым и продолжительным засухам с соответствующим снижением доступности воды. Ожидается, что тенденция повышения средней температуры в Узбекистане продолжится и усилится в ближайшем будущем, причем прогнозируются аналогичные повышения температуры в рамках сценариев среднего и сильного воздействия, и несколько низкое повышение температуры при сценарии слабого воздействия. Несмотря на то, что точная степень ожидаемого потепления остается неопределенной, общая тенденция потепления
очевидна. Также очевидно, что среднее потепление за последующие 50 лет при сценарии среднего воздействия составит около 2–3°C, что гораздо выше, чем повышение менее1.5°C, наблюдавшееся за последние 50 лет. Важно подчеркнуть, что воздействия повышающейся температуры, вероятнее всего, будут более суровыми, чем это подсказывают среднегодовые показатели, поскольку, к примеру, в одной только зоне предгорий повышение температуры может составить до 4–5°C за период с июня по август. Изменения в осадках носят еще более неопределенный характер по сравнению с изменениями температуры. Несмотря на то, что прогнозируется, что общее количество осадков в Узбекистане будет увеличиваться, снижение количества осадков может происходить в период с июня по август в зоне пустынь и степей, когда осадки уже находятся в точке их наименьшего значения. Такие расчеты подсказывают, что эти сезонные изменения, вероятнее всего, будут нести в себе больше негативных воздействий
на целый ряд секторов экономики (что особо касается продукции  растениеводства).
Несмотря на общее повышение количества осадков, ожидается, что аридность усилится по всей стране, что особенно касается западных частей Узбекистана. Прогнозы подсказывают, что расход воды к 2050г. потенциально сократиться на 2-5% в бассейне реки Сырдарья и на 10-15% в бассейне реки Амударья. Если принимать во внимание воздействия нехватки воды, изменение климата несет в себе гораздо более существенные негативные воздействия на целый ряд секторов экономики ,особенно в случае сельского хозяйства, так как к 2050 году урожайность почти всех посевов и сельскохозяйственных культур снизится на 10–25 процентов. В Узбекистане разработана национальная политика, институциональный контекст борьбы и адаптации к изменению климата. Приняты законы «Об охране природы» (1992); «Об охране атмосферного воздуха» (1996), «О рациональном использовании энергии» (1997), «Об экологической экспертизе» (2000); «О лесе» (1999), «Об особо охраняемых природных территориях» (1993), «О воде и водопользовании» (1993) и др. Законы «Об охране природы» (1992); «Об охране атмосферного воздуха» (1996), «О рациональном использовании энергии» (1997), «Об экологической экспертизе» (2000); «О лесе» (1999),
«Об особо охраняемых природных территориях» (1993), «О воде и водопользовании» (1993) и другие.
Указы и постановления Президента Республики Узбекистан, такие как «О
совершенствовании гидрометеорологической службы», согласно которому на Узгидромет возложено выполнение обязательств страны по РКИК ООН. Постановление Президента «Об утверждении Положения о порядке подготовки и реализации инвестиционных проектов в рамках МЧР КП» Узбекистан присоединился к Рамочной Конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН) в 1993 году и ратифицировал Киотский Протокол в 1999 году. Все эти документы также содействуют борьбе, связанной с изменением климата в Узбекистане.
Второй Национальный доклад Узбекистана о выполнении Рамочной конвенции
Организации Объединенных Наций об изменении климата (2008) является основным документом государственной политики, в котором оцениваются воздействия изменения климата и кратко описываются сценарии адаптации, необходимые для реагирования на прогнозируемые климатические угрозы и опасности. Этот документ содержит оценку воздействий изменения климата, а также общие рекомендации по потенциальным вариантам мер по оценке и адаптации для каждого сектора, включая следующие секторы:
сельское хозяйство, водные ресурсы, биоразнообразие и экосистемы. В настоящее время идет подготовка Третьего Национального доклада о выполнении РКИК ООН, и ожидается, что он послужит основой для дальнейшего формулирования действий по работе с проблемами изменения климата в стране. Еще одним важным законодательным актом, регулирующим политику и действия в области изменения климата, является Национальная стратегия устойчивого развития республики. Помимо вышеупомянутых документов и принимая во внимание многосекторный характер этой проблемы, изменение климата рассматривается, в определенной степени, в различных документах о государственной политике, таких как Стратегия водосбережения и рационального водопользования в орошаемом земледелии, Национальная стратегия
снижения эмиссии парниковых газов. Институциональная основа для решения проблемы изменения климата в Узбекистане состоит из ряда министерств и ведомств, каждый из которых посвящен различным аспектам этого сложного вопроса. В целом, уже сейчас Узбекистан реализует множество масштабных проектов, которые направлены как на снижение выбросов парниковых газов, так и на улучшение инфраструктуры страны. В любом случае, поиск благоприятных условий для трансферта зелёных технологий и их внедрение в производственный цикл, будет способствовать увеличению возможностей по адаптации к негативным последствиям изменения климата.

Наргис Косимова