Рациональное использование водных ресурсов в Узбекистане в условиях изменения климата

Нехватку воды испытывают более 40 процентов населения земли, и ожидается, что этот тревожный показатель увеличится в результате повышения температуры на всей планете и изменения климата. Несмотря на то, что начиная с 1991 года, доступ к более качественной воде и системе санитарии получили 2,1 миллиарда человек, истощение запасов безопасной питьевой воды является одной из наиболее актуальных проблем на каждом континенте земли.
.
Факты и цифры
 С 1990 года 2,6 миллиарда человек получили доступ к улучшенным источникам
питьевой воды, однако 663 миллиона человека по-прежнему лишены такого
доступа.
 Не менее 1,8 миллиарда человек во всем мире пользуются загрязненной
фекалиями питьевой водой.
 В 1990–2015 годах доля мирового населения, пользующегося улучшенными
источниками питьевой воды, возросла с 76 до 91 процента.
 Однако для более чем 40 процентов мирового населения проблема нехватки
воды актуальна и по прогнозам будет обостряться. В настоящее время более
1,7 миллиарда людей живут в бассейнах рек, где водопотребление превышает
возможности пополнения запасов воды.
 2,4 миллиарда человек не имеют доступа к основным санитарным услугам,
таким как туалеты или оборудованные выгребные ямы.
 Более 80 процентов сточных вод, образующихся в результате деятельности
человека, сбрасываются в реки или моря без какой-либо очистки.
 Ежедневно около тысячи детей умирают от диарейных заболеваний,
вызванных проблемами в сфере водоснабжения и санитарии.
 Гидроэнергетика является наиболее важным и широко используемым
возобновляемым источником энергии, и по состоянию на 2011 год на ее долю
приходилось 16 процентов общемирового производства электроэнергии.

 Примерно 70 процентов воды, извлекаемой из рек, озер и водоносных
горизонтов, используется для орошения.
 70 процентов всех смертельных случаев в результате стихийных бедствий
приходится на наводнения и другие, связанные с водой катастрофы.
В 2016 году 41 страна испытала острую нехватку водных ресурсов. Десять из них
близки к полному истощению своих запасов возобновляемых источников пресной воды и вынуждены обращаться к нетрадиционным источникам.

Учащающиеся засухи и более интенсивное опустынивание уже усугубляет данную
тенденцию. Ожидается, что к 2050 году, по меньшей мере, каждый четвертый человек планеты будет испытывать нехватку воды, которая будет возникать с большей частотой.
Обеспечение к 2030 году всеобщего доступа к безопасной питьевой воде требует
инвестиций в соответствующую инфраструктуру, создание системы санитарии и
поощрения соблюдения людьми правил гигиены160. Охрана и восстановление водных экосистем, в частности лесов, гор, водно-болотных угодий и рек является неотъемлемым требованием для снижения дефицита воды. Также необходимо более широкое международное сотрудничество в продвижении идеи бережного отношения к водным ресурсам и содействие внедрению водоочистительных технологий в развивающихся странах.

Узбекистан — одна из стран, которые участвуют в этом процессе и берут на себя
обязательства, реализует государственные документы по устойчивому развитию. Что касается Парижского соглашения по климату — сейчас по нему идет анализ, наверняка, будут приняты определенные решения. Нужно отметить, что в этом соглашении, в отличие от предыдущего, нет навязывания специальных глобальных показателей.
Каждая страна берет на себя определенные обязательства по реализации действий, приводящих к снижению выбросов различных газов в атмосферу. Взять на себя обязательства — значит, все хорошо взвесить и продумать. РЭЦЦА в рамках своей деятельности проводит анализ, какие обязательства берут на себя страны региона. Наша задача — «приземлить» глобальные процессы, на региональном и национальном уровнях установить, что может сделать каждая страна, исходя из своих экономических и социальных возможностей. В то же время мы должны осознать, что этот глобальный процесс нам нужен и выгоден, ведь все мы живем в экологической среде, которую невозможно разделить административными границами. Признано, что если произойдет
ухудшение в процессе изменения климата, мы тоже пострадаем. Прогнозы показывают, что наш регион пострадает даже больше, чем Европа или другие территории — в Центральной Азии будет на 10−15% меньше воды, чем сегодня.
На сегодняшний день обеспечение продовольственной и экологической
безопасности напрямую зависит от наличия водных ресурсов. В настоящее время в Узбекистане эксплуатируется 55 водохранилищ, из них 30 находятся в бассейне Амударьи и 25 — в бассейне Сырдарьи, также имеются 500 естественных озер. Спрос на воду в стране растет изо дня в день в результате быстрого развития отраслей экономики и роста населения. Естественно, рациональное использование водных ресурсов остается важным вопросом для Узбекистана. В этой связи разработка экологических подходов при решении
вопросов, связанных с обеспечением населения чистой питьевой водой и рациональным использованием воды, остается приоритетной задачей.
Как известно, спрос на питьевую воду в Узбекистане удовлетворяется на 80% за
счет подземных пресных вод и остальные 20% за счет поверхностных источников. Для страны является важным обеспечить чистоту территорий, где формируются подземные источники пресной воды, и охрана от истощения запасов воды. В республике реализуются комплексные меры по охране подземных и поверхностных источников пресной воды.
Учитывая рост населения, развитие экономики, а также усиливающееся влияние
изменения климата на режим рек, Правительство республики делает все возможное для смягчения негативных последствий нехватки водных ресурсов. Вопросы улучшения водопользования и водопотребления, рационального использования и охраны водных ресурсов всесторонне отражены в постановлениях Президента и Кабинета министров, таких как «Об утверждении положения о порядке водопользования и водопотребления в
Республике Узбекистан» от 19 марта 2013 г.,№ 82, «О мерах по эффективной организации внедрения и финансирования системы капельного орошения и других водосберегающих технологий полива» от 21 июня 2013 г.,№ 176, «Об утверждении положения о порядке выдачи разрешения на специальное водопользование или водопотребление» от 14 июня 2013 г., № 171.
В республике особое внимание уделяется мелиоративному улучшению орошаемых земель. Создан Фонд по мелиоративному улучшению орошаемых земель, принята Государственная Программа мелиоративного улучшения орошаемых земель. Было принято постановление Кабинета министров Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по обеспечению безусловного выполнения государственной программы по улучшению мелиоративного состояния орошаемых земель и рациональному использованию водных ресурсов на период 2013 — 2017 годы» от 24 февраля 2014 г.,№ 39, изданный во исполнение постановления Президента Республики Узбекистан «О мерах
по дальнейшему улучшению мелиоративного состояния орошаемых земель и
рациональному использованию водных ресурсов на период 2013-2017 годы» от 19 апреля 2013 г.,№ пп-1958.
В республике ведется огромная работа по диверсификации сельскохозяйственного производства. Взамен влагоемких культур, таких как хлопчатник, рис и люцерна, увеличен посев менее влагоемких культур – зерновые, бахчевые и другие культуры. В результате водозабор по всей республике по сравнению с 80-ми годами уменьшился с 64 до 52 млрд.м3
в год. С учётом изменения структуры сельскохозяйственного производства,
на новом законодательном уровне регулируются деятельность ассоциаций
водопользователей и водопотребителей, виды водопользования и водопотребления. Установлен новый порядок выдачи разрешения на специальное водопользование или водопотребление, ужесточены лимиты на водопотребление, и даже введены определенные ограничения водопотребителям, особенно на нужды орошения. Все это способствует дальнейшему совершенствованию национальной системы управления водными ресурсами и орошаемыми землями.
21 апреля 2017 года Президент Узбекистана принял постановление «О программе
комплексного развития и модернизации систем питьевого водоснабжения и канализации на 2017-2021 годы», где указано на наличие в Республике Каракалпакстан, Бухарской, Джизакской, Кашкадарьинской, Сурхандарьинской и Хорезмской областях нерешенных проблем по обеспечению качественной питьевой водой. Кроме того, обозначена необходимость создания удобных и комфортных социально-бытовых условий для проживания широких слоев населения, особенно в сельской местности, достижение
обеспеченности потребителей во всех местах проживания качественной питьевой водой, повышение эффективности оказания услуг водоснабжения и канализации.
Для этого утверждена Программа комплексного развития и модернизации систем
питьевого водоснабжения и канализации на 2017–2021 годы.
Ответственным за реализацию Программы ведомством назначено Министерство
жилищно-коммунального обслуживания. А контролем займется специальная
республиканская комиссия. Комиссии предоставлено право вносить в Программу
необходимые коррективы.

Наргис Косимова