Чем закончилась акция «Берегите воду!»?

Самарканде с размахом впервые прошла акция «Берегите воду!». Как бы ни были скептически настроены самаркандцы по поводу ее проведения, результаты рейдов и устранения аварий в тот день имеются. И немалые.

В акции было задействовано свыше 1100 человек, включая 500 активистов Союза молодежи, 200 работников ГП «Сувокова», 100 сотрудников Бюро принудительного исполнения, а также работников махаллинских сходов граждан, инспекторов профилактики и других организаций.

По словам начальника областного управления жилищно-коммунального хозяйства Рустама Саттарова, акция стала беспрецедентным примером активности граждан. Объявление о предстоящем мероприятии вызвало огромную обратную реакцию людей. Да, безусловно, в эти дни в социальных сетях горводоканал, наряду с сообщениями об утечках питьевой воды на улицах, получил не самые лестные отзывы о своей работе. Зато сейчас жители спальных районов почувствовали улучшение в водоснабжении, пусть это всего на один или пол-этажа, но вода стала доступнее.

— В настоящее время из 43 глубинных насосов на Чупанатинском водозаборе работает 38, до акции работали все насосы, но воды не хватало, — говорит начальник областного государственного предприятия «Сувокова» Комилбек Юсупов. – Сейчас вторые сутки в ночное время мы останавливаем на несколько часов и центробежные насосы, потому что резервуары переполняются, то есть уменьшился расход воды. Из-за остановки насосов мы значительно экономим расход электроэнергии.

Что стало причиной уменьшения расхода воды – устранение аварий на водоводах или выписывание штрафов за нерациональное потребление воды – вопрос, конечно, спорный. В тот день из 64 заявленных аварий была устранена 51, а вот штрафов выписано на сумму свыше 300 миллионов сумов. Кроме того, были сделаны предупреждения жителям, у которых обнаружили сломанные бачки и унитазы, протекающие краны, в том числе в организациях и самих махаллях. Штрафы выписывались за мытье машин и ковров питьевой водой, полив ею же садов и огородов.

А чем тогда поливать деревья в наших палисадниках? — возмущались самаркандцы в соцсетях. Ведь сами председатели махаллинских сходов граждан, представители горхокимията заставляют сажать деревья и цветы, а воды для полива не дают. Как быть?

Этот вопрос был задан инспектору горводоканала, работающей в махалле «Нурли келажак» Марзие Рахматовой. В тот момент мы с группой журналистов и блогеров как раз находились на месте устранения аварии. Вот что она ответила:

— По правилам, питьевой водой поливать можно, но только после 12 часов ночи. Однако воду в это время у нас не подают, поэтому для этих целей работники ширкатов должны пробурить артезианские скважины и установить насосы. Так сделали, например, в махалле «Маданият». Ее жители не тратят питьевую воду на полив зеленых насаждений и мытье ковров, а используют для этих целей артезианскую воду, взятую с 20-метровой глубины.

По словам Р. Саттарова, артезианские скважины, действительно, выход из сложившегося положения. До конца года в четырех жилых массивах Самарканда планируется пробурить 44 артезианские скважины, это намного облегчит ситуацию с поливом придомовых территорий.

Однако, как говорит один из участников акции, начальник отдела материально-технического снабжения ГП «Сувокова» Ахмаджон Туракулов, полив придомовых территорий не самая большая беда в Самарканде. Дело в том, что две трети всей воды, подаваемой с Чупанатинского водозабора, остается на рисовых полях фермеров Самаркандского района, которые находятся вдоль водовода, идущего в Самарканд.

— Ирригация в этих краях очень слабая, арычной воды почти нет, установка глубинных насосов – очень хлопотное и дорогостоящее дело, гораздо проще им использовать чистую питьевую воду из трубопровода. В результате страдают жители многоэтажек, — заключает А. Туракулов.

Такая же история с водозабором «Дахбет». Здесь большая часть воды тратится на участке от водозабора до железнодорожного вокзала. Причины те же – нет нормальной ирригационной системы для поливов садов и огородов, нет желания тратиться на скважины, установку насосов и оплату электричества.

Что же касается ликвидации аварий, то здесь тоже свои нюансы. По словам К. Юсупова, в горводоканале не хватает работников. В настоящее время для полного укомплектования штата необходимо принять на работу 10 слесарей-ремонтников. С техникой сейчас вопрос решается, например, был закуплен новый экскаватор, будут приобретены еще экскаватор, самосвал и ассенизаторные машины. Но специалистов катастрофически не хватает, отсюда и затяжные ликвидации утечек на водоводах. Кстати, на вопрос о вездесущих чопиках, которыми заделывают дырки в трубах, К. Юсупов ответил, что данная практика имеется даже в Израиле, где он недавно был на стажировке. Конечно, деревянный чоп не панацея, потом нужно устанавливать хомут или заваривать течь. Однако водопроводная система в Самарканде кое-где настолько старая, что не может выдержать сварку, поэтому говорить о гарантиях не приходится…

Как видим, проблема воды, ее использования и экономии в Самарканде стоит очень остро, поэтому кампания «Берегите воду!» продолжается, и мы будем держать вас, уважаемые читатели, в курсе событий.

Анастасия ПАВЛЕНКО.

http://sv.zarnews.uz